Поволжский Образовательный Портал

Дмитрий Медведев провел заседание Госсовета, посвященное профтехобразованию

Опубликовано 01 сентября 2010

Накануне десятилетия Государственного совета России президент Дмитрий Медведев провел очередное его заседание, посвященное развитию профессионального технического образования.

Государственный совет в его современном виде появился на свет благодаря указу президента 1 сентября 2000 года, поэтому вчерашнее его собрание вполне по праву считалось юбилейным. Глава государства, конечно, поздравил всех губернаторов и причастных к деятельности Госсовета за прошедшие годы с круглой датой. "С момента создания Госсовета главы регионов получили дополнительные возможности влиять на выработку стратегических решений в нашей стране, стратегических направлений государственной политики. И очень много решений стали результатом этой совместной работы", - подчеркнул президент. За десять лет в формате Госсовета рассмотрели более ста вопросов.

- Самое главное, что мы смогли сделать, - это сохранить единство страны, задать ориентиры для развития государства в будущем, - заявил Дмитрий Медведев. - Мы добились подъема национальной экономики и выдержали натиск глобального экономического кризиса.

Этими оценками десятилетней деятельности глава государства и решил ограничиться, тем более что высокое собрание в Георгиевском зале Кремля в первую очередь было посвящено одному вполне практическому вопросу, а не празднованию круглой даты.

На повестку дня было вынесено будущее профессионального технического образования с привязкой его к модернизации экономики. Именно поэтому на заседание Госсовета пригласили и членов Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Дмитрий Медведев напомнил, что контуры развития системы профессионального образования зародились едва ли не вместе с Госсоветом, когда появилась концепция развития образования. В последние годы в рамках нацпроекта "Образование" создавались условия для повышения качества работы учреждений профессионального технического образования. "Один из важнейших принципов - экономический", - считает глава государства. Суть его - в софинансировании профтехобразования. "Без софинансирования профтехобразования оно не может развиваться полноценно, и в этом софинансировании должны участвовать как государственные бюджеты, так и представители бизнеса", - подчеркнул Медведев.

Правда, не всегда и не везде деньги являются панацеей. В прошлом году весь бюджет системы образования составил 1,75 триллиона рублей. В этом году он на 100 миллиардов больше. "Такими деньгами необходимо правильно распоряжаться", - указал Медведев. А у нас, признал он, несмотря на огромные расходы на систему, она все равно остается слабо конкурентоспособной.

В первую очередь в нынешних условиях, когда страна встает на путь модернизации, необходимо устранить сложившийся в 90-х годах перекос в сторону высшего образования. "Очевидна нехватка специалистов, выпускников начального, среднего профобразования", - заявил Дмитрий Медведев.

Президент Группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров привел данные: современная система образования готовит 80 процентов выпускников с высшим и только 20-с начальным и средним профессиональным образованием. Рынок же сегодня требует обратной пропорции. "Кто руками будет продвигать эти инновации? Вопрос стоит остро", - подчеркнул он.

Проблема в том, что в стране отсутствует система массовой подготовки квалифицированных рабочих кадров. Крупный бизнес для себя эту проблему решил, взяв под крыло конкретные ПТУ или подписав соглашения с нужными вузами. "Для остальной экономики подготовка рабочих профессий остается острым вопросом", - подчеркнул Прохоров.

Проблема кроме прочего кроется и в методологии. В стране отсутствует современная национальная система квалификаций рабочих профессий. Сейчас в России используются еще советские системы, которые включают 7 тысяч рабочих профессий. В развитых странах, сообщил глава ОНЭКСИМ, их 600-800. Сейчас идет работа по приведению единых квалификационных тарифных справочников к современному виду, но закончить ее планируется в первом квартале 2012 года. "Нужно эту работу завершить в самой короткой перспективе", - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Сложнее решать проблему престижа рабочих профессий, когда у многих, как заметил Прохоров, рабочий ассоциируется с Равшаном и Джамшутом из передачи "Наша Russia". Необходимо популяризировать эти профессии - некоторые члены Госсовета даже вспоминали советский опыт с его фильмами о монтажниках-высотниках. "Но эта работа не должна быть тупой, - предупредил Медведев. - Сейчас же, что показывают - выглядит кисло. Для популяризации рабочих профессий все средства хороши. Но - умные средства".

А Прохорову и остальному бизнесу глава государства напомнил, что во многом и бизнес должен ориентировать российскую систему профобразования под свои интересы. "Чтобы профессиональное техническое образование было переориентировано на нужды перспективных производств, нужны региональные отраслевые прогнозы потребности в кадровых ресурсах, - указал глава государства. - То есть нужен четкий заказ: сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах страны". Заниматься формированием этого заказа государство должно вместе с предпринимательским сообществом, хотя Медведев против возвращения системы распределения студентов.

И платить за осуществление этого заказа, напомнил президент, бизнесу не мешало бы. Такие возможности, уверен он, есть везде. В тех регионах, где нет крупных предприятий, можно набирать пулы из предпринимателей средней руки, заинтересованных в подготовке определенных специалистов. Эти пулы могли бы брать на себя софинансирование образовательной сети.

По-прежнему остро стоит вопрос и о повышении качества образования и преподавательской мобильности. В том числе должно перестать быть экзотикой преподавание в наших вузах зарубежных профессоров. "Такого рода опыт должен быть поставлен на поток. Это не должны быть единичные исключения, - подчеркнул президент, напомнив времена дореволюционной России, где значительная часть преподавательского корпуса состояла из иностранцев. - Не потому что наши были плохие, а потому что необходим образовательный обмен".

Задумываться о преподавательской мобильности внутри самой России впору еще и потому, что в ближайшие годы из-за демографического спада сократится количество учащихся в вузах, а значит, освободится и большое количество преподавателей. Губернатор Томской области Виктор Кресс подсчитал, что таких будет чуть ли не до 100 тысяч. Он и предложил направлять их в том числе в сферу профессионального образования.

- Нам действительно нужно подумать, как поступать с профессиональным преподавательским составом, - согласился Дмитрий Медведев. - Это очень тонкая тема. Есть возможности перераспределения преподавателей в наиболее успешные вузы, есть возможности объединения вузов. Нет смысла держать такие штаты, если у университета нет студентов.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко пошел выше и предложил ввести ротацию для ректоров вузов. То есть ректор успешного вуза не может занимать свою должность больше двух-трех сроков. "Это позволило бы усилить всю систему в целом и дать возможность двигаться вперед тем людям, которые в этом вузе выросли", - считает министр. "Здесь, мне кажется, механического подхода быть не должно", - заметил глава государства, но в целом идею отметать не стал.

- Без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе, - заключил Дмитрий Медведев. - Но мы должны заниматься всеми этими вопросами в привязке к конкретной жизни. Здесь не может быть абстрактных разговоров.

В качестве удачного примера работы он назвал нацпроект "Образование", в котором деньги были привязаны к определенным планам. Причем деньги шли не только федеральные, но и региональные, и бизнеса. Это помогло многим средним специальным учебным заведениям, поэтому практика должна быть продолжена. "Продолжение национального проекта должно распространяться и на систему начального и среднего профессионального образования", - предупредил Медведев.

Регионам же - особенно тем, кто раньше не задавался этими вопросами, - президент предложил разрабатывать собственные программы развития профтехобразования. И даже подкинул им стимул. "Будет дано поручение финансовой поддержки на конкурсной основе региональных программ развития профессионального образования", - пообещал глава государства.

Дискуссия на темы, поднятые Госсоветом, развивалась не только в Георгиевском зале, но и в Интернете, где многие чиновники, включая президента и ряд губернаторов, завели себе блоги или аккаунты в Twitter, а развитие современных технологий позволяет пользоваться ими, не отрываясь от столь важного государственного процесса.

Этим и раньше уже грешили отдельные продвинутые чиновники, но впервые публично "попался" губернатор Кировской области Никита Белых, который записал в Twitter, что идея президентских лицеев, приписанная его коллегой Крессом президенту, на самом деле принадлежит ему.

Справедливость была восстановлена. "Вот Никита Юрьевич Белых, который сидит и пишет в Twitter прямо с заседания Государственного совета - видимо, больше заняться нечем, - отметил, что идея государственных президентских лицеев - это его идея, - заметил Дмитрий Медведев прямо на заседании. - Я абсолютно с этим согласен. Это была ваша идея, а не моя. Но от этого, может быть, она не становится хуже".

"Сдал" Белых помощник президента Аркадий Дворкович, сам регулярно ведущий "прямые трансляции" разных заседаний в своем микроблоге. Кировский губернатор прямо так и написал: "Ну вот;(@advorkovich слил мой репортаж Президенту. Таковы издержки информационного общества;(". "Просьба сильно не ругать. Это сильно оживило процесс. Плохих последствий - не будет", - ответил ему Дворкович.

Ответил губернатору и президент. "Да, таковы издержки информационного общества. Главное, чтобы это от работы не отвлекало, верно?" - появилась запись в микроблоге президента. "Полностью согласен, но, во-первых, я внимательно слушал, а во-вторых, доклад Кресса был разослан за неделю и был прочитан", - оправдался Никита Белых опять же через Twitter.

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Российской газеты

Другие матералы рубрики: