Поволжский Образовательный Портал

Требованиям работодателей отвечает лишь один из 10 специалистов сферы туризма

Опубликовано 17 марта 2011

Сегодня вузы Иркутска выпускают примерно 200 специалистов для сферы туризма в год. Однако туркомпании говорят о дефиците кадров.

Подготовка специалистов для туризма в Иркутской области началась лет 15 назад, тогда в городе открылся филиал Российской академии туризма. Затем появился Иркутский институт международного туризма. Следом за ним факультеты сервиса стали открывать государственные вузы. Но последние два года по специальности трудоустраиваются, по некоторым оценкам, процентов 20 выпускников.

На первый взгляд явное перепроизводство кадров. Однако работодатели утверждают, что испытывают недостаток в квалифицированных сотрудниках.Причина - компании не устраивает уровень претендентов на рабочие места. По оценке Олега Данилина, директора Института исследования и развития туризма, требованиям работодателей отвечает лишь 1 из 10 специалистов. Незнание иностранных языков - это одна из основных проблем, с которыми сплошь и рядом сталкиваются работодатели. Вторая глобальная проблема, по словам Элины Ржепки, проректора по международным связям, практикам и стажировкам Иркутского института международного туризма, - отсутствие у специалистов нужных личностных качеств, прежде всего клиентоориентированности.

Далее претензии можно перечислять через запятую. Не умеют разговаривать. "Вы послушайте, как говорит большинство сегодняшних студентов: "Че? Каво?". Не владеют навыками телефонного общения. Не знают географии, истории города, в котором работают, топографии: вопрос о том, как добраться из одной точки Иркутска в другую, вгоняет менеджеров в ступор. Как ни парадоксально, не владеют компьютером.

- Туроператоры, работающие на Байкале, вообще заявляют о том, что специалистов по организации туров вузы не выпускают.Выпускники выходят с теоретическими знаниями, которые крайне далеки от практики. Они знают, что такое туризм, но не знают, как сделать тур, просчитать логистику, организовать питание, выйти из форс-мажорной сиуации! - возмущается Анна Никитина, директор по найму и развитию сотрудников туроператора "Байкальские приключения".

- С гидами-проводниками отдельная беда: мало того, что этой специальности не учат нигде, так еще приходится выбирать или знание иностранного языка, или навыки спортивного туризма, ведения группы по маршруту - в походах, в сплавах и так далее, - добавляет Вадим Копылов, генеральный директор компании "Гринэкспресс". - Такого, чтобы человек владел и тем и другим, я не встречал. Это в свою очередь и ограничивает развитие активного отдыха.

Кадровый дефицит усугубляется по мере удаления от Иркутска. Между тем сфера гостеприимства и туризма демонстрирует тенденцию к расширению - появляются новые объекты размещения, растет поток, планируется развитие ОЭЗ и в Иркутской области, и в Бурятии. Это влечет за собой увеличение спроса на все туристические специальности. Ситуация все настойчивее требует активного участия и самих вузов, и работодателей, и органов власти. Правда, каждая из сторон убеждена, что первый шаг должны сделать "коллеги".

- Вузам нужно настоять на изменении программы обучения специалистов в отрасли туризма. Только если система высшего и среднего образования будет поспевать за реальностью, больше времени уделять практическому освоению знаний, кадры будут ценными на рынке туруслуг, - утверждает Анна Никитина. - На филфаке Госуниверситета есть свое студенческое PR-агентство. Почему в вузах Иркутска до сих пор нет учебного туроператора?

Вузы соглашаются с тем, что надо увеличивать количество часов практики. Но с оговоркой - практику студенты должны проходить на реальных предприятиях. И туркомпаниям следует изменить отношение предприятий к стажерам.

- В зарубежных учебных заведениях практическим занятиям отводится половина учебного времени или даже больше, - отмечает Элина Ржепка. - У нас в институте существует пятимесячная стажировка за границей, и это оправданно: студенты после нее приезжают с "переформатированным" сознанием, у них меняется мировоззрение на сферу услуг, они владеют нужными навыками. Но в Иркутске многие в лице практикантов ищут "возьми-подайков" на месяц-другой. Боятся брать, боятся обучать: "Мы на него время потратим, а он уйдет к конкуренту".

- Подготовка горничных, официантов всегда была прерогативой самих предприятий. Сегодня этому уделяют внимание лишь самые крупные гостиницы и рестораны, - вторит Олег Данилин. - По международному опыту, такое обучение занимает два месяца, а в последующие четыре новичок уже окупает затраты на себя. Но у нас проблема в том, что среди этой категории работников колоссальная текучесть кадров, не все отрабатывают даже 4 месяца. И работодатель считает невыгодным инвестировать в обучение.

Так или иначе, всем участникам процесса подготовки кадров, включая самих работников отрасли, в обозримом будущем придется брать на себя бремя воспитания специалистов. Приток новичков будет резко сокращаться - на сцену выходит малочисленное поколение 1990-х. А значит, придется прикладывать максимум усилий к тому, чтобы доводить имеющиеся кадры "до ума".

 

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Российской газеты

Другие матералы рубрики: