Поволжский Образовательный Портал

Зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах

Опубликовано 18 марта 2011

Помимо психологического самоутверждения участие в разнообразных интеллектуальных соревнованиях может принести школьнику вполне реальные дивиденды. Какие именно, выяснял корреспондент "РГ".

Поступление в вуз

Как известно, в стране есть перечень олимпиад, утвержденный Министерством образования РФ, победа в которых дает школьникам льготы при поступлении в вузы. В этот список входят как "классические" предметные олимпиады, которые ежегодно проводятся на нескольких уровнях: от школьного до общероссийского, так и различные конкурсы, организуемые самими вузами, чтобы выявить лучших из числа абитуриентов. Причем если для участия в "классической" многоуровневой олимпиаде выбирают, как правило, одного-двух учащихся от нескольких классов, то в университетских принять участие могут все желающие.

Сегодняшний третьекурсник экономфака УрГУ Виктор Гревцев без особых проблем поступил в университет как раз благодаря успешному выступлению на областном этапе всероссийской олимпиады по обществознанию. Второе место позволило тогдашнему выпускнику школы не сдавать вступительного экзамена по профильной дисциплине: ему "автоматом" поставили максимум баллов.

- Участвуя в подобных олимпиадах, ты, как говорят экономисты, снижаешь действие конкурентной силы "рынка абитуриентов", - рассказывает Виктор. - Мне не пришлось с дрожью в коленках стоять в толпе и искать в только что вывешенных списках поступивших свою фамилию. Я знал, что у меня все в порядке, что я поступил.

К слову сказать, в 2010 году в Уральский госуниверситет без экзаменов приняли более 70 абитуриентов-олимпиадников, или восемь процентов от общего числа поступивших на очную бюджетную форму обучения. В Уральском федеральном университете эта цифра была выше - туда по итогам олимпиад зачислены чуть больше 10 процентов абитуриентов.

Душевное равновесие

В старшей школе, в десятом-одиннадцатом классе, ребята часто поддаются панике по поводу грядущего поступления в вуз. А вдруг не поступлю? Что дальше? Что меня ждет? Чувство неопределенности и страха значительно возрастает, если школьник понимает: родители платить за обучение не смогут, не потянут, и вся надежда только на вузовский "бюджет". В такой ситуации диплом, подтверждающий победу в олимпиаде, соответствующей профилю выбранной специальности, сможет хотя бы вернуть душевный покой. При прочих равных условиях приемная комиссия отдаст предпочтение олимпиаднику перед абитуриентами, не участвовавшими в интеллектуальных состязаниях.

Это миф, что в хороший университет можно поступить только по какому-то немыслимому блату и что преподаватели на вступительных экзаменах делают все, чтобы "завалить" абитуриента. Вузы заинтересованы в умных, талантливых и инициативных студентах.

Именно поэтому многие университеты страны ежегодно проводят собственные олимпиады. Информация о них, как правило, есть на официальных сайтах учебных заведений. В случае победы уже весной выпускник оказывается в списках поступивших в вуз. Ему остается только вовремя сдать необходимые документы в приемную комиссию.

Путешествия

 

Утилитарная цель поступить по итогам олимпиады в вуз появляется не сразу. В средней школе, как правило, дети об этом и не думают. Для них конкурсы - это в первую очередь возможность познакомиться со сверстниками и увидеть другие города.

- Cейчас ты схватил рюкзак, купил билет и едешь куда хочешь, а раньше выбраться даже на пару дней из Нижнего Тагила в Екатеринбург было событием, - рассказывает Виктор Гревцев.

Школьницей Екатерина Селезнева с восьмого класса участвовала в "классической" олимпиаде по биологии. В девятом ей удалось пройти на областной уровень, потом на региональный и всероссийский. Второе полугодие учебного года прошло для Екатерины, жившей в то время в Нижней Туре, в постоянных поездках: сначала в Екатеринбург, потом в Курган, а на последний тур олимпиады в столицу Адыгеи Майкоп.

- Я тогда нашла новых друзей, поняла, что мне нравится общаться именно в этом кругу. Со многими из тех, с кем повстречалась в поездках, я до сих пор поддерживаю отношения, - делится своими впечатлениями о школьных годах Екатерина. - Меняется восприятие мира, когда у тебя есть возможность видеть других людей, общаться с ними. Ты выходишь на новый уровень, перед тобой расширяются горизонты.

И хотя она не пошла дальше биологической стезей и поступила после школы на факультет международных отношений того же Уральского госуниверситета, участие в олимпиадах сослужило Екатерине хорошую службу. Она, привыкшая еще в школе усердно и настойчиво заниматься, без труда оказалась в числе лучших студентов. Когда после второго курса распределяли, кто куда поедет на лингвистическую стажировку, Екатерине предложили поработать администратором в одном из отелей Парижа. Это был лучший из вариантов: целых три месяца она провела в столице Франции, совершенствуя свои языковые навыки, общаясь не только с французами, но и с англичанами и немцами, приезжавшими в отель.

Но начинать все-таки стоит с малого. Как нельзя кстати школьнику, мечтающему о путешествиях, пригодятся разные научно-практические конференции, молодежные саммиты, форумы. Обычно информацию о проведении той или иной конференции организаторы направляют директорам и завучам школ. Поэтому проще всего узнать у них о каком-то грядущем событии.

Без хорошего наставника в этом деле не обойтись. Как правило, им становится учитель-предметник, заметивший у ребенка интерес к исследованию в рамках своей дисциплины. Но, когда ребенку трудно работать с педагогом, а предмет нравится, руководителями его проекта вполне могут стать и родители, было бы желание.

Здесь важно сказать о материальной стороне вопроса. Крайне редко организаторы конференций и форумов компенсируют участникам хотя бы часть расходов на дорогу и проживание. В лучшем случае их возместит школа. Но очень часто это материальное бремя полностью ложится на плечи родителей. Нужно быть к этому готовыми. И если ребенок потрудился над своим докладом и прошел отборочный тур, постарайтесь выкроить из семейного бюджета немного денег, чтобы он смог съездить на конкурс лично и показать себя и свою работу.

Компетентно

На вопросы корреспондента "РГ" отвечает психолог екатеринбургского муниципального центра "Одаренность и технологии" Ирина Кабанова.

Российская газета: Что прежде всего дает школьнику участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, интеллектуальных играх?

Ирина Кабанова: Это способ самореализации. Ребенок хочет увидеть свою востребованность окружающими, получить от них моральную поддержку. Еще ему важно знать, что он является частью некоего интеллектуального сообщества, важно иметь возможность сравнивать свои достижения с успехами других, ощущать дух соревнования.

РГ: Как правильно заинтересовать школьника участвовать в каком-то конкурсе?

Кабанова: Дело родителей, педагогов - вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития: найти подходящий факультатив, кружок или самим заняться с ребенком; поискать информацию о конкурсах, где школьник сможет проявить себя, продемонстрировать свои знания. Но главное - нужно уметь поддержать интерес ребенка к интеллектуальному труду.

РГ: А если он, наоборот, начинает надрываться: участвует и в той, и в другой, и в треть ей олимпиаде... Как понять, что ребенок перегрузил себя? Как убедить его не шустрить слишком?

Кабанова: Если действительно он очень устал из-за постоянных интеллектуальных перегрузок, начались эмоциональные срывы или физическое недомогание (бессонница или сонливость, головные, желудочные боли), то, несомненно, нагрузки нужно уменьшить. А дилемма "надрываться - не надрываться" относится все-таки к области жизненных приоритетов. Ребенок должен научиться жить в постоянной интеллектуальной работе. Это дает шанс на осмысленную жизнь.

РГ: Если дети не хотят участвовать в интеллектуальных состязаниях, стоит ли давить на них?

Кабанова: Порой у ребенка есть внутренние или внешние причины для отказа от участия в публичных конкурсах. Это может быть и страх выступления, и опасение прослыть "белой вороной" в среде одноклассников, и многое другое. В таком случае нужно помочь ребенку увидеть эти "барьеры" и преодолеть их.

РГ: Как следует себя вести, если хочешь, чтобы ребенок развивался, достигал каких-то высот, закладывал фундамент своей будущей жизни и профессии уже в школе?

Кабанова: Это банально, но нужно начать с себя! Проводить больше времени с ребенком. Читать книги, смотреть фильмы, обсуждать их с сыном или дочерью, рассказывать о себе, о своей работе. Нужно, чтобы ребенок занимался созидательным, полезным ему самому делом. Культурный, мировоззренческий фундамент закладывается в семье. Там, где родители не засеяли поле, это сделают за них другие - сверстники, политтехнологи, имиджмейкеры.

 

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Российской газеты

Другие матералы рубрики: