Поволжский Образовательный Портал

Научное открытие правительства: деньги - из бюджета, права собственности - ученым

Опубликовано 22 ноября 2004

"Нам не достает энтузиазма", - отметил вчера на заседании правительства глава кабинета министров Михаил Фрадков, явно призывая коллег встряхнуться в преддверии зимы. Менять менталитет, как известно, премьер предпочел с развития частно-государственного партнерства и отладки механизма стимулирования инноваций. Вчера, в частности, речь шла о том, как стимулировать бизнес к финансированию и внедрению научно-технических разработок.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко уже во второй раз за короткий период (в пятницу на заседании Совета по конкурентоспособности), но уже более широко представил инициативы своего ведомства. Чтобы обеспечить конкурентоспособность российской экономики минобрнауки готовит пакет законопроектов и нормативных актов, которые предусматривают безвозмездную передачу разработчикам прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств госбюджета. Таким образом разработчики смогут осуществлять коммерческое использование своих разработок внутри страны. В случае продажи технологий и разработок за рубеж государство должно будет получить соответствующую компенсацию. Кроме того, по словам министра, государство должно иметь право на бесплатное использование любой интеллектуальной собственности, полученной за счет бюджетных средств. Подобное предложение Фурсенко не вызвало возражений у присутствующих. Более того, Фрадкову, видимо, перечисленные главой научного ведомства меры показались недостаточными для того, чтобы предприниматели серьезно заинтересовались участием в инновационной деятельности. "Сейчас бизнес выбирает наиболее легкий, экстенсивный путь развития, - с сожалением произнес глава кабинета министров. - Но это сегодняшний этап развития нашей экономики - бизнесу не совсем выгодно заниматься серьезными разработками". Но, очевидно, что возможности экстенсивного пути развития рано или поздно будут исчерпаны. Поэтому правительство и пытается оказаться на шаг впереди, чтобы предложить расчетливым предпринимателям подходящий вариант. Причем с выгодой для государства.

- Что мы можем предложить, чтобы вовлечь бизнес, а он, в свою очередь, поработал за нас и за себя? - спрашивал премьер у Фурсенко.

Министр был готов предложить целую программу, написанную в его ведомстве. В том числе и меры, связанные со смягчением налогового режима и снижением таможенных пошлин в части НИОКР. По его мнению, в качестве налогового стимула можно использовать добавочную амортизацию, предусматривающую при проведении НИОКР отнесение на себестоимость 100 процентов соответствующих расходов. Правда, глава финансового ведомства Алексей Кудрин вряд ли был бы доволен подобным предложением. Но на заседании правительства вчера он отсутствовал, поэтому позиция министерства финансов так и осталась неясной.

Несмотря на то что экономический блок вчера практически в полном составе не присутствовал на традиционном заседании кабинета, тем не менее заместитель главы минэкономразвития Андрей Шаронов все же публично поддержал идею Фурсенко о мерах налогового стимулирования для предприятий, занимающихся НИОКР.

Он также предложил внести в проект протокольного решения правительства поручение ускорить разработку федерального закона "Об особых экономических зонах". По его словам, данный закон может стать конкретным инструментом содействия инновационной деятельности.

- Насколько представленная программа позволит осуществить практические действия? - не унимался премьер, обращаясь к Фурсенко.

Реализация программы, разъяснял министр, позволит повысить долю высокотехнологичной продукции в общем объеме реализации промышленной продукции до 15 процентов, а в экспорте - до 20 процентов к 2011 году. Правда, необходима и модернизация экономики при помощи внедрения инновационных технологий, а для этого к 2010 г. необходимо увеличить объем затрат на инновационные разработки до 2 процентов ВВП (в ценах 2004 г. это составит 300 миллиардов рублей). В этой связи он отметил, что необходимо развивать частно-государственное партнерство, привлекая корпорации к проведению научно-исследовательских разработок. Но при этом государство должно в поддержку определенных им технологических приоритетов брать на себя некоторые риски, например, связанные с проведением НИОКР на ранних стадиях разработки.

- Бизнес же у нас, как Кудрин, спрашивает: покажите реальный, обоснованный и прописанный проект, - заметил Фурсенко. - Тогда деньги будут найдены и государством, и частными предпринимателями.

Но все прописные истины с каждой минутой все меньше нравились премьеру. Поэтому он пытался получить у Фурсенко конкретные ответы.

- Вы готовы выполнить представленную программу? - спрашивал он у министра.

- Да, но не только силами минобрнауки, а совместно с другими ведомствами, - заверил премьер-министра Фурсенко. - Но мы готовы взять на себя ответственность.

Собственно именно эти слова подействовали на Фрадкова успокаивающе и он тут же выстроил логическую цепочку реализации комплексной задачи, "требующей повышения ответственности и участия каждого министерства и лично каждого министра".

Во главе реализации программы должен стоять сам Фурсенко. "Вы должны быть закоперщиком", - назначил Фрадков. Министр регионального развития Владимир Яковлев станет мониторить регионы, определяя, где уровень инновационного развития выше, а где требует поддержки, министр юстиции Юрий Чайка проработает вопрос с правовой точки зрения, а глава минпромэнерго Виктор Христенко пойдет "впереди вместе с Фурсенко".Что касается аппарата правительства, то, по словам Фрадкова, он должен уточнить нюансы в аспекте разграничения полномочий, чтобы "они не противоречили здравому смыслу, но чтобы и себя не зажимать ради чистоты жанра".

Компетентно
 

Кроме общего недовольства низким уровнем финансирования у российской науки есть и другая, не менее острая претензия к власти: в государстве не создано эффективного и справедливого механизма закрепления прав на результаты научной и научно-технической деятельности. Об этом в интервью "РГ" рассуждает руководитель Инновационного центра, член президиума РАН академик Сергей Алдошин.

- Академию наук упрекают, что она мало внимания уделяет инновациям. У ваших коллег и у вас лично какое к этому отношение?

- Неоднозначное. Чтобы построить инновационную систему, мы должны ясно понимать, за кем закреплены результаты научно-технической деятельности. Это основной вопрос, и он, увы, не решен. Постановление правительства о закреплении результатов научно-технической деятельности было подготовлено еще два года назад. Но до сих пор не подписано, хотя прошло все согласования - не только в бывшем министерстве науки, но и в минфине.

Академия наук могла бы только приветствовать выход этого нормативного акта в той редакции, что была подготовлена с участием Андрея Фурсенко, когда он был заместителем министра промышленности, науки и технологий. В этом виде проект постановления обсуждался и на недавней коллегии минобрнауки...

- А есть опасность, что документ может претерпеть изменения, неприемлемые для академии?

- Я полагаю, такие попытки будут. Расслабляться нельзя. А позиция наша в следующем. Права на разработки, которые имеют военное или двойное назначение и выполнены по госзаказу в государственном учреждении, должны принадлежать государству. Если разработка не военная, а гражданская, но государство хочет использовать ее, причем незамедлительно, для государственных нужд, - оно и в этом случае может оставить права за собой.

- На определенных условиях?

- Конечно, в том числе по отношению к разработчику. Во всех прочих случаях государство не должно удерживать разработку за собой, а напротив, стремиться как можно скорее передать ее по лицензионному договору - причем бесплатно - организации-разработчику.

- Эти условия - сугубо российское ноу-хау?

- Вовсе нет. Такая позиция совпадает с законодательством многих стран, она будет стимулировать институты и самих разработчиков доводить идеи до внедрения, до коммерческого результата. В развитие этого постановления внутри самих институтов тоже должны быть договора - между организацией (юридическим лицом) и конкретным разработчиком (специалистом). И в них четко следует оговорить взаимные обязательства: автор по патентному закону должен передать все результаты институту, а институт в лице дирекции или специализированных структур должен взять на себя обязательство эту разработку коммерциализовать.

- И что, с этого момента автор может лишь потирать руки в ожидании дивидендов?

- Автор обязан участвовать в этой работе, без чего, как показывает опыт, нельзя реализовать ни одну серьезную идею. При этом автор, конечно, должен понимать, какую материальную выгоду, какие дивиденды он получит.

Для того чтобы всю эту юридическую и бумажную процедуру отработать, несколько лет назад в Институте проблем химической физики, которым я руковожу, был запущен пилотный проект по организации необходимого документооборота.

- Его уже можно использовать?

- Думаю, да. Но опять же - пока не вышло постановление правительства, этот набор документов не подкреплен и не защищен юридически общегосударственными нормативными актами. Получается, что мы некоторым образом опережаем то, что сначала должно сделать государство.

По материаллам Елены Лашкиной.

Другие матералы рубрики: