Поволжский Образовательный Портал

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ: Совершенствование системы профессионального образования — это работа на рынок труда

Опубликовано 22 декабря 2004

В Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные перспективам развития российской системы образования. Большое внимание было уделено связи реальной экономики, бизнеса с профессиональным образованием на всех его ступенях — от НПО до ВПО. Этому был в основном посвящен доклад, с которым выступил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Сегодня принципиально меняется экономика всего мира. На фоне этих перемен образование должно быть непрерывным. Ведь через каждые 5-7 лет человек вынужден доучиваться, иногда переучиваться, потому что базового образования ему не хватает. Это означает, что помимо того, что должно меняться содержание образования, должны меняться технологии и методы обучения. Сегодня очень много фирм занимаются доучиванием, а то и переучиванием людей, приходящих к ним и после ПТУ, и после техникума, и после вуза. Наша задача — создание абсолютно прозрачной и понятной инфраструктуры доступа к непрерывному профессиональному образованию. Это даст равенство возможностей для людей любого возраста.

Каковы же задачи развития непрерывного профессионального образования? Это прежде всего приведение содержания образования в соответствие с потребностями рынка. Это означает, что мы должны взаимодействовать с работодателями, с институтами гражданского общества, которые бы определяли, что требуется на сегодняшний день в нашей повседневной жизни. Речь не идет о том, что надо рассчитать, сколько специалистов по той или иной профессии нам необходимо подготовить через несколько лет. Надо прежде всего выделить секторы экономики, которые будут тогда привлекательны. Это гораздо более важно.

Сегодня высшее профессиональное и послевузовское образование имеет около 7 миллионов обучающихся, а начальное и среднее профессиональное образование — соответственно 1,5 и 2,5 миллиона. Это означает, что у нас значительная часть людей стремится получать высшее образование. Сегодня число принимаемых в вузы обогнало число выпускников школ, это превышение составляет примерно 200 тысяч человек. Ничего ужасного в этом нет, если образование качественное, если люди действительно повышают свой уровень и при этом вузы — не «камеры хранения», в которые на 4-5 лет мы загоняем людей, не понимающих, куда им деваться, и тем самым создаем отложенную проблему. Ведь через несколько лет эти люди приходят и ставят, не без оснований, перед государством вопрос: «Куда нам идти работать?». При этом их требования существенно выше, чем были до того, — они ведь получили высшее образование, потратили время, кое-кто из них — и свои деньги, а обеспечить их соответствующей работой мы не можем. При этом необходимо понимать, что происходит размывание сектора подготовки действительно высококвалифицированных кадров. Именно поэтому идет обсуждение вопроса о двухуровневом высшем профессиональном образовании. Это не означает, что мы с завтрашнего дня переходим от нынешней системы к иной. Речь идет о том, что мы должны опираться на наши собственные инновационные наработки советской высшей школы.

Тот, кто заканчивал в советское время технические вузы, помнит, что в течение 3-4 лет читались общие курсы, например, в Физтехе было обучение по крупным специальностям, а потом происходило распределение по конкретным специальностям. На самом деле такая система образования была крупным достижением физико-технического образования в тот период. В значительной части этот опыт должен быть использован и даже, может быть, преобразован в двухуровневую систему высшего образования. При этом принципиальное значение имеет то, что после получения некоего базового четырехлетнего образования человек будет иметь выбор, куда ему двигаться дальше. Это потребует от нас перестройки стандартов первой ступени, которая называется бакалавриатом. Мы должны в обозримом будущем сохранить специалитет, то есть подготовку специалистов в том виде, в каком это идет сегодня для тех специальностей, для которых нет смысла переходить на двухуровневую систему. Это могут быть сложные инженерные специальности, архитектура, медицина...

Какие у нас есть требования к современному высшему профессиональному образованию? Мы должны существенно перестраивать программы. Кстати, некоторые ведущие вузы страны это уже делают. Что должно присутствовать в этих программах? Новые разработки в системе образовательных технологий (и тут должны быть не только информационные, но и другие технологии, при которых совмещается практическое и теоретическое обучение), участие преподавателей и студентов в решении реальных задач как в науке, так и в экономике. Не может университет быть ведущим, не проводя достаточно серьезных фундаментальных и прикладных исследований. Если университет не ведет серьезных исследований, признанных не только на российском, но и на мировом уровне, то он вряд ли может называться университетом.

Для нас принципиально важным становится решение проблем начального и среднего профессионального образования. Мы должны рассматривать НПО и СПО как звенья системы непрерывного образования в стране.

Как известно, более четверти выпускников высшего профессионального образования, 30% выпускников СПО, 15-20% выпускников НПО не трудоустраиваются по полученной специальности. Причем многие из них с самого начала и не собирались работать по этой специальности. Это приводит к тому, что работодатели все активнее осуществляют инвестиции преимущественно в развитие альтернативных действующей системе образовательных практик, таких, как корпоративные университеты, тренинговые компании, системы внутрифирменной подготовки кадров, стремясь совместить процесс обучения и профессиональную деятельность. Вложения в альтернативные образовательные структуры приводят к «истощению» ресурсной базы сложившейся системы образования, включая и ее кадровый состав.

Характерно, что, по прогнозу, к 2010 году число учащихся в учреждениях НПО должно сократиться на 36%, СПО — на 26%. Таким образом, ясно, что в сфере профессионального образования необходимы серьезные структурные преобразования. Нынче разные типы учебных заведений реализуют одинаковый набор программ, поэтому нам надо разобраться, что делает, скажем, продвинутый лицей или, наоборот, не очень продвинутый техникум и чем программа продвинутого техникума отличается, скажем, от программы бакалавриата. Мы должны четко обозначить систему профессионального образования, привязав ее к качеству программ, а не к формальным требованиям. У нас серьезные проблемы с потерей связей с производством, с экономическим сектором. Поэтому, несмотря на все сложности, которые возникнут при передаче учреждений НПО и СПО в регионы, мы учитываем, что это позволит более тесно связать их с экономикой, с бизнесом, развивающимся в регионах.

Экономика, и не только в России, но и во всем мире, не обеспечена кадрами. С одной стороны, система образования всегда консервативней, чем экономика. Но, с другой стороны, есть пословица: «Все генералы готовятся к прошлой войне». Ситуация заключается в том, что мы в образовании в значительной степени во многих вопросах готовимся «к прошлой экономике». Российская система образования всегда была во многом инновационна и во многом опережала изменения в экономике, но сегодня она явно отстает.

Отставание системы образования от требований социально-экономического развития выражается в неадекватности существующих госстандартов требованиям рынка труда. На самом деле эта проблема шире. Образование определяется в значительной степени внутренними, а не внешними целями развития, хотя, на наш взгляд, принципиально важно, чтобы образование отвечало на внешние запросы, чтобы заказ на наше образование был внешним.

Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности за конечные результаты образовательной деятельности учебных заведений. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики, в том числе и в процессах независимой экспертизы качества образования. Все это нам предстоит налаживать самым решительным образом.

Об этом сообщает сайт Учительская газета.

Другие матералы рубрики: