Поволжский Образовательный Портал

Российские вузы ждет жестокая конкуренция

Опубликовано 11 января 2005

Похоже, что наступивший год захлестнет высшую школу мощной волной перемен. О самых важных их них говорилось в докладе министра образования и науки Андрея Фурсенко на заседании правительства в конце прошлого года. Разумеется, многие из нововведений были вызваны объективной ситуацией, сложившейся в высшей школе. Так, к примеру, высшее образование все более становится массовым. В 2004 году прием в вузы превысил выпуск из школ. Следует ли из этого, что все поступившие станут элитными специалистами, разработчиками программ. Вряд ли. А значит, многих из них удовлетворит уровень бакалавриата. Молодым людям это позволит обрести вожделенный диплом, а стране — сэкономить приличные деньги. Кроме того, введение двухуровневой системы продиктовано необходимостью академической мобильности, а также желанием некоторых наших выпускников поработать в Европе, где куда понятнее звание «бакалавра» и «магистра», чем нашего специалиста. Кроме того, демографический спад усиливает конкуренцию между самими вузами, которые будут вынуждены бороться за каждого студента. А значит, им не обойтись без гибкости образовательных программ, улучшения качества образования, а также предоставления студенту возможности войти в международные сети непрерывного образования. Чтобы вписаться в мировой образовательный рынок, российская высшая школа должна быть конкурентоспособной. Ведь образование становится «все более эффективным способом продвижения страны на глобализирующемся рынке труда, постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государств при завоевании новых рынков» (см. законопроект Минобрнауки «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ»).

2005 году Министерство образования и науки РФ будет усиленно продвигать идею двухуровневого высшего образования: первый — бакалавриат, второй — магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата. Теперь на первом уровне — бакалавриате — у будущего специалиста сформируют базовые основы профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций. Степень бакалавра даст право на осуществление определенного уровня профессиональной деятельности: бакалавры смогут занимать должности, требующие высшего образования, в соответствии со своей квалификацией. В промежутке между окончанием бакалавриата и поступлением в магистратуру для отдельных направлений подготовки может быть нормативно закреплена необходимость профессиональной деятельности, что предоставит студентам возможность осуществить осмысленный выбор своей образовательной и профессиональной траектории, уточнить направление дальнейшей профессиональной, в том числе и магистерской, подготовки.

По некоторым специальностям, определяемым в особом перечне, будет сохранена подготовка специалистов.

Переход к двухуровневой системе высшего образования потребует разработки принципиально новых стандартов образования, обеспечивающих его универсальность, фундаментальность и профессиональную направленность.

Для перехода на двухуровневую систему высшего образования необходимо будет:

провести классификацию направлений подготовки высшего образования;

разработать новую методологическую основу государственных стандартов для укрупненных типов подготовки бакалавров;

обеспечить в рамках выделенных направлений подготовки разработку и утверждение государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров;

подготовить постановление Правительства РФ, определяющее перечень специальностей, по которым будут готовиться дипломированные специалисты, определить порядок его пересмотра;

разработать положение о магистратуре, предусматривающее широкие академические свободы вузов по формированию междисциплинарных программ;

разработать критерии лицензирования и аккредитации магистерских программ и открытия магистратур.


Эксперты


Василий ЖУРАКОВСКИЙ, академик-секретарь отделения профессионального образования РАО: — Надо различать два направления подготовки: бакалавр и магистр по направлению будут заниматься научно-исследовательской и научно-педагогической деятельностью. Бакалавр и магистр по специальности (инженер) — производством, прикладной деятельностью. Одним словом, бакалавр должен быть подготовлен для рынка труда. Вследствие демографической ситуации вскоре все школьники смогут получить высшее образование. Они что, все станут инженерами-разработчиками, элитными специалистами? А учителя младших классов, зоотехники, бухгалтеры, эксплуатационники — разве они не могут быть с четырехлетним образованием?


Игорь ФЕДОРОВ, ректор МГТУ имени Н.Э.Баумана: — Необходимо учитывать социальные последствия реализации новой схемы подготовки специалистов по двухступенчатой системе: инженер-бакалавр и инженер-магистр с 4- и 6-летними сроками обучения. Вузы будут вынуждены принимать для себя решение и в условиях жестких требований раздельного лицензирования бакалаврской и магистерской подготовки подтверждать свой уровень. Министерство, исходя из имеющихся финансовых ресурсов, попытается правильно оценить способность вуза осуществлять качественную подготовку специалистов того или иного уровня. Именно это лежит в основе существующей во многих странах диверсификации вузов. Несомненно, возрастет конкуренция между вузами на рынке образовательных услуг. Состояние российской экономики не позволяет сегодня обеспечить большому количеству вузов должную материальную базу, укомплектованность квалифицированными кадрами, информационное обеспечение для подготовки действительно элитных кадров. Поэтому целесообразно было бы рассмотреть вопрос о сосредоточении магистратуры в ведущих университетах, имеющих сильные научные школы, аспирантуру, докторантуру. На мой взгляд, не следует форсированно принимать поправки в законы об образовании и административно исключать возможности для вузов организовывать подготовку инженеров по пятилетним стандартам.


Позиция

Мы согласны в общем, но расходимся в деталях

Вторым после министра образования и науки на заседании Правительства РФ, посвященном приоритетным направлениям развития российского образования, выступал Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, президент Российского союза ректоров. Сразу после окончания заседания Виктор Антонович ответил на вопросы «Учительской газеты». — Почему вы одобрительно отнеслись к докладу министра? — Потому что он учел многое из того, что предлагалось образовательным сообществом, во всяком случае высшей школой. Тем самым мы сделали шаги к сближению позиций в интересах образования. — По каким позициям согласие пока не полное? — Мы дискутируем по проблемам двухуровневого высшего образования. Начиналось с того, что предлагалось ввести эту систему безоговорочно, дескать, весь мир идет по этому пути, негоже нам отставать. После года переговоров в докладе уже нет той категоричности. Я даже предложил на заседании правительства называть нашу систему высшего образования не двухуровневой, а многоуровневой. Считаю, что мы должны сохранить уровень «специалиста», аспирантуры и докторантуры с кандидатской и докторской диссертациями, вводить уровень «бакалавра» и «магистра». Аргументы «за» я привел такие. На собрании факультета «Наука о материалах» МГУ, где студенты учатся 5-6 лет и имеют по 15-20 научных публикаций в ведущих научных журналах мира, еще не получив диплома, я спросил: «Кем вы будете после 4 лет обучения и получения диплома бакалавра?» Они ответили: лаборантами в зарубежных лабораториях. То есть за четыре года востребованного специалиста, грамотного и фундаментально подготовленного, не получишь. Другой аргумент: вслед за двухуровневой системой придется переходить к степени «доктор философии» — как это принято на Западе. В результате мы потеряем степень доктора наук, а это трагедия для науки, образования и вообще для России. Поэтому многоуровневая система предполагает сохранение всего того, что есть, двухуровневая — отказ от того, что было наработано годами. — Как вы относитесь к планам разделения финансирования вузовского образования и науки? — Уход науки из университета неизбежно приведет к тому, что он перестанет быть университетом. Мы же видим, что по существующим принципам финансирования, которые нынче разрабатывают экономисты, наука в университетах попадет в бедственное положение, исчезнет ее гарантированная поддержка, а финансирование через гранты — нечто весьма неустойчивое. Если мы хотим, чтобы наша система образования была основана на науке, мы должны сохранить науку в высшей школе, и в университетах в частности. — Не беспокоит ли вас возможность введения платного обучения? — Я категорически против наступления платности, но 56% студентов уже учатся с полным или частичным возмещением затрат. Мы уже допустили это, если допустим полную платность, то загубим образование страны. В этом смысле бесплатный бакалавр и платный магистр — это прямой путь к повышению платности в высшей школе. Вот почему я настаиваю на непрерывном бесплатном высшем образовании. Не думайте, что если мы соглашаемся в общем с концепциями, то мы согласимся на чрезмерно жесткие ограничения по финансированию.

Пока мы видели четыре проекта законов, которые будут предложены в начале 2005 года. Я же предлагаю разработать образовательный кодекс, который четко пропишет все права и возможности системы образования. — Что может обречь реформы на неуспех? — Если профессор и далее будет получать всего лишь пять тысяч в месяц. Без ресурсного обеспечения ничего изменить не удастся.


Эксперты


Василий ЖУРАКОВСКИЙ, академик-секретарь отделения профессионального образования РАО: — Надо различать два направления подготовки: бакалавр и магистр по направлению будут заниматься научно-исследовательской и научно-педагогической деятельностью. Бакалавр и магистр по специальности (инженер) — производством, прикладной деятельностью. Одним словом, бакалавр должен быть подготовлен для рынка труда. Вследствие демографической ситуации вскоре все школьники смогут получить высшее образование. Они что, все станут инженерами-разработчиками, элитными специалистами? А учителя младших классов, зоотехники, бухгалтеры, эксплуатационники — разве они не могут быть с четырехлетним образованием?


Игорь ФЕДОРОВ, ректор МГТУ имени Н.Э.Баумана: — Необходимо учитывать социальные последствия реализации новой схемы подготовки специалистов по двухступенчатой системе: инженер-бакалавр и инженер-магистр с 4- и 6-летними сроками обучения. Вузы будут вынуждены принимать для себя решение и в условиях жестких требований раздельного лицензирования бакалаврской и магистерской подготовки подтверждать свой уровень. Министерство, исходя из имеющихся финансовых ресурсов, попытается правильно оценить способность вуза осуществлять качественную подготовку специалистов того или иного уровня. Именно это лежит в основе существующей во многих странах диверсификации вузов. Несомненно, возрастет конкуренция между вузами на рынке образовательных услуг. Состояние российской экономики не позволяет сегодня обеспечить большому количеству вузов должную материальную базу, укомплектованность квалифицированными кадрами, информационное обеспечение для подготовки действительно элитных кадров. Поэтому целесообразно было бы рассмотреть вопрос о сосредоточении магистратуры в ведущих университетах, имеющих сильные научные школы, аспирантуру, докторантуру. На мой взгляд, не следует форсированно принимать поправки в законы об образовании и административно исключать возможности для вузов организовывать подготовку инженеров по пятилетним стандартам.


Мнения

Новый статус — национальный университет


Андрей СВИНАРЕНКО, заместитель министра образования и науки РФ: — Ключевым звеном модернизации образования для нас сегодня стало профессиональное образование. Для решения всех проблем мы выделяем четыре основных приоритета: непрерывность профобразования, повышение качества, обеспечение инвестиционной привлекательности системы образования, повышение доступности качественного общего образования. Сегодня идет работа над законопроектами о внесении изменений и дополнений в законы РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ» (в части обеспечения доступности высшего образования для лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных силах РФ, иных воинских формированиях в воинском звании солдата, матроса, сержанта, старшины).

Мы предлагаем новый статус вуза — национальный университет. Любой вуз, претендующий на статус современного университета, должен проводить фундаментальные и прикладные исследования, участвовать в решении практических задач развития экономики и осуществлять перспективные разработки в области образовательных технологий. Иными словами, национальные университеты — это лидеры или ядро системы высшего образования, и их опыт, будучи распространенным на всю высшую школу, должен повышать качество высшего образования, одновременно обеспечивая связку всей системы. Чтобы решить эту задачу, в ближайшее время будет разработана прозрачная система критериев отбора и поддержки соответствующих образовательных учреждений и в первую очередь программ их развития.


Николай БУЛАЕВ, председатель Комитета ГД РФ по образованию и науке: — Министерство образования и науки РФ в ближайшее время передаст на рассмотрение ГД РФ законопроекты, касающиеся модернизации образования. Этот пакет законов не просто важен, он станет определяющим в решении многих проблем отрасли. Наши действия должны быть адекватны ожиданиям образовательного сообщества, конкретного человека и возможностям государства. Совместить эти три позиции так, чтобы они максимальным образом сочетались, — дело крайне сложное. Оно должно быть реализовано при поддержке образовательного сообщества.

По материаллам сайта Учительская газета.

Другие матералы рубрики: