Поволжский Образовательный Портал

Языковую политику в сфере образования обсудят на всероссийском семинаре-совещании

Опубликовано 27 октября 2016

В Москве открылся всероссийский семинар-совещание на тему языковой политики в образовательной сфере. В ходе мероприятия около 300 экспертов, представляющих 68 регионов страны, обсдили влияние преподавания на национальных языках на формирование российской нации.

семинар

Целью собравшихся на совещании экспертов является поиск баланса между изучением русского и национальных языков. Как отметил Игорь Баринов, руководитель федерального агентства по делам национальностей, язык является основой идентичности. Что касается русского языка, то он еще и выступает мощным инструментом надэтнической интеграции, считает Баринов. Он подчеркнул, что необходимо одновременно сохранять языки народов России и развивать русский язык.

О необходимости переформатирования внешней специфики языковой политики в рамках семинара-совещания заявил Евгений Киров, научный сотрудник Института русского языка им. А. С. Пушкина. По его словам, сегодня нужно ответить на вопрос: принять ли как норму тот факт, что мигрант владеет только азами русского языка, или предусматривать обязательную сдачу экзамена по русскому? Так как второй путь, путь интеграции, был выбран предпочтительным, на мероприятии обсуждались модели преподавания доступного русского языка иностранным гражданам.

Участники отметили, что одним из вариантов является использование опыта изучения русского в качестве неродного теми россиянами, которые сначала учат свои родные национальные языки. Отметим, что в России преподавание ведется на 89 языках, в том числе, и на русском. При этом 59 - это языки изучения, а остальные используются в качестве языков обучения.

Как рассказал Гамидулах Магомедов, директор Дагестанского НИИ педагогики, 14 из 30 языков обучения сосредоточены в Дагестане. Согласно действующему законодательству, в России выделяют два типа школ. В первых русский является родным языком обучения, во втором - неродным. Что касается Дагестанской Республики, то здесь существует еще два вида школ, то есть учебные заведения 14 этнических групп.

Также в ходе мероприятия участники встречи обсуждали способы сохранения вымирающих языков. Так, по словам Бабасана Цыренова, научного сотрудника Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, в категорию вымирающих ЮНЕСКО внес бурятский язык, у которого осталось 250 тыс. носителей. Он также указал, что сейчас рассматривается вопрос о том, как сделать изучение родного языка выгодным, ведь утрата языка - это потеря мироощущения и истории народа.

Разработки по итогам семинара планируется передать в Совет при президенте РФ по межнациональным отношениям. 

Другие матералы рубрики: