Поволжский Образовательный Портал

Выбор профессии в век информационных технологий

Опубликовано 07 июля 2013

В жизни каждого человека наступает момент, когда он должен решать, какую профессию ему выбрать, и специалистом какой профессиональной сферы он хотел бы стать. Перед очень многими людьми такой вопрос встает не один раз в жизни. Однако наиболее сложно выбрать профессию в юном возрасте, когда молодые люди только завершают обучение в школе.

Отбросим те варианты, когда выбор профессии предопределен семейными традициями – например, когда из поколения в поколение сохраняется приверженность профессии, или когда родители уже приготовили место для своего отпрыска в бизнес-структуре, и сосредоточимся на тех типичных для большинства выпускников ситуациях, когда действительно нужно решать, какую профессию приобрести.

Наверняка, юноши и девушки вспомнят, что в школе им твердили, что нужно выбирать профессию, ориентируясь на свои способности (могу), на свое желание (хочу) и на то, востребована ли данная профессия в обществе в настоящее время и в ближайшем будущем (надо).

Казалось бы, все очевидно и просто. Но, если осмысление каждого из этих трех требований по отдельности не вызовет чрезмерной сложности, то попытки сочетать «хочу-могу-надо» могут просто завести в тупик.

Вспомним печальный пример. Буквально несколько лет назад такое количество выпускников хотело стать экономистами и юристами, что это в разы повысило конкурсы при поступлении на соответствующие факультеты вузов. Спустя пять лет добрая половина молодых специалистов, имеющих дипломы по этим уважаемым специальностям, приземлилась в должности продавца-консультанта. Произошло перенасыщение трудового рынка специалистами названных профессий, более удачливые из них смогли устроиться по специальности, для остальных же просто не хватило рабочих мест. И хотя они очень хотели стать экономистами и юристами, и даже могли профессионально работать, общество отказало им в реализации условия «надо».

Развитие информационных технологий сейчас готовит другую ловушку для выпускников. Многие юноши, зная популярность профессий, связанных с микроэлектроникой и компьютерной техникой, заявляют о своем желании приобрести именно такую профессию. И здесь конфликт может наступить значительно раньше, а именно, во время обучения на первых курсах института, когда окажется, что «не все, что хочу, - то могу». И потеряв пару лет, юноша вновь решает, куда же поступить, чтобы на этот раз не промахнуться с выбором.

Как же выбирать профессию, чтобы снизить вероятность ошибок, и заниматься в будущем тем, к чему лежит душа?

Для начала необходимо хорошенько изучить себя. Каждый человек имеет различные способности, хотя они могут быть развиты неравномерно. Проанализируйте все свои способности, всё, что вы умеете делать, какие бы различные сферы не охватывали ваши умения.

Составьте перечень тех профессий, которые требуют от человека применения именно тех способностей, которые характеризуют вас. Поверьте, это будет не одна-две профессии, их наберется не менее десятка! Причем, несколько из них будут такими, ранее о которых вы даже не задумывались. Интернет вам поможет не только найти подобные профессии, но и предоставит много информации о том, чем интересна та или иная профессия, в чем заключается конкретная работа по изучаемой специальности. И только после этого подробного ознакомления с миром профессий определяйте, чем вы хотите заниматься.

Не оставляйте без внимания и ежегодные рейтинги профессий. Главное, на что необходимо обращать внимание в рейтингах, – это потребность в специалистах в том регионе, где вы в последствие будете трудоустраиваться. Если вы тщательно проанализируете востребованность специалистов интересуемой специальности на протяжении последних лет, вы увидите тенденцию роста или убывания.

Безусловно, в наше стремительное время трудно предугадать, как повернется дальнейшее развитие экономики нашей страны. Но в вопросах выбора профессии любой план выигрывает по сравнению со случайными действиями. И даже в том случае, когда витиеватые повороты экономического развития воспрепятствуют прямой реализации ваших планов, ко времени получения диплома вы будете иметь такой багаж знаний, умений и навыков, который станет востребованным на трудовом рынке.

Статья подготовлена при поддержке одного из крупнейших поставщиков интерактивных досок в ВУЗы России, компании Видекс http://vdex.ru/shop/interaktivnye-doski/.

Другие матералы рубрики: