Поволжский Образовательный Портал

По мнению Андрея Фурсенко, вузовская подготовка не отвечает реальным требованиям экономики

Опубликовано 01 сентября 2006

Вчера во Владивостоке министр образования и науки провел селекторное совещание-телемост по реализации национального проекта "Образование".

На связь с министром вышли Астрахань, Пермь, Ярославль, Москва, Челябинск и Калининград. А до этого Андрей Фурсенко заехал в школу-интернат для одаренных детей при Восточном государственном университете экономики и сервиса, встретился с ректорами вузов города. Главными проблемами современного высшего образования министр назвал несоответствие вузовской подготовки реальным требованиям экономики и демографический спад.

"Для дальнейшего повышения качества высшего образования в России необходимо укрупнение вузов", - заявил министр. В последнее десятилетие в стране, в первую очередь в небольших городах, появилось много вузов и филиалов. "В них читают лекции и ведут занятия одни и те же преподаватели, нередко качество учебного процесса оставляет желать лучшего", - сказал министр.

По его словам, у крупных вузов гораздо больше возможностей давать качественное образование. Не случайно в международном рейтинге лидирующие позиции занимают именно крупные вузы, отметил Фурсенко.

Отвечая на вопросы из регионов, министр заявил, что в будущем году национальный проект образования продолжится. Будут сохранены так называемые персональные гранты лучшим педагогам и надбавки классным руководителям.

В рамках турне по Дальнему Востоку Андрей Фурсенко побывал в поселке Тиличики Корякского автономного округа и посмотрел, в каких условиях начнут учебный год 400 сельских школьников.

Как известно, поселок Тиличики нынешней весной сильно пострадал от землетрясения. Трехэтажное здание школы до сих пор стоит с "оголенной" торцевой стеной, а если совсем точно - без этой стены. С улицы видны батарея, парты, доска, так, как они стояли в день землетрясения. Только чудом никто из детей тогда не пострадал: педагоги смогли вовремя вывести их из здания.

Тем не менее местным ребятишкам есть где встречать новый учебный год: рядом с разрушенной школой оперативно выстроили одноэтажную.

Как раз в день визита министра в Тиличики в школу прибыл груз из Москвы - учебники и компьютеры. Андрей Фурсенко лично проверил "комплектность" техники. Интернета пока в школе нет, но к началу нового года он там обязательно появится. В школе нет и много другого - нормальной столовой, спортзала. Но эта школа - временная. Рядом со "старыми" Тиличиками уже строится новый поселок, с учетом сейсмической опасности региона. И дома, и школа будут одноэтажными, а держаться будут не на фундаменте, а на сваях. "У меня не осталось тягостного ощущения от увиденного, - признался министр. - Тиличики возрождаются, и у людей очень позитивный настрой на будущее". По словам губернатора Корякии Олега Кожемяки, уже вторую четверть нового учебного года ребята смогут начать в новой школе.

Из Корякии министр отправился в Петропавловск-Камчатский, чтобы там открыть традиционный августовский педсовет. Учителя Камчатки встретили Андрея Фурсенко, хорошо подготовившись: включили гимн России и передали список вопросов на нескольких печатных страницах. Возможно ли строительство детсада за счет средств федерального бюджета? Министр ответил, что это предусмотрено только в случае чрезвычайной ситуации. Формально этот вопрос в ведении регионов. Как министр относится к переходу на платное образование? Андрей Фурсенко заверил, что образование в России было и останется бесплатным. И подчеркнул, что сегодня на бюджетных отделениях вузов учится больше студентов, чем в свое время в СССР.

Более того, общее количество студентов выросло за последние 6 лет в 2,5 раза, а количество преподавателей с ученой степенью - лишь на 4 процента. На вопрос о том, будет ли возможность выбирать форму сдачи выпускных экзаменов, кроме ЕГЭ, министр дал четкий ответ: "нет". В осеннюю сессию Госдума скорее всего примет законопроект о "едином", и все выпускники 11 классов должны будут с 2009 года сдавать ЕГЭ. Что касается поступления в вузы, то больше возможностей для поступления появится у участников и победителей олимпиад. Ответы на остальные вопросы появятся на сайте администрации города, пообещал министр.

Жесткий график визита не позволил Андрею Фурсенко пообщаться с педагогами подольше. Через час он отправился в школу N 42 - она стала "Лучшей школой Камчатки" и лауреатом конкурса на президентский грант.

По словам Андрея Фурсенко, гранты лучшие учителя получат, как и обещано, к Дню учителя. Сейчас деньги уже находятся в муниципалитетах. Дело за малым - открыть всем педагогам лицевые счета в банках. Кстати, во время прямого включения из Челябинска победитель конкурса Учитель года России-2005 Иван Иоголевич предложил министру интересный подход к критериям оценки лучших школ. По его мнению, школы можно оценивать в том числе и по количеству молодых специалистов в них. Андрей Фурсенко согласился с физиком из Челябинска и сказал, что, возможно, эта идея будет учтена в конкурсе регионов - новом направлении нацпроекта "Образование".

По материалам Российской газеты.

Другие матералы рубрики: