Поволжский Образовательный Портал

Диплом в рассрочку - в России образовательные кредиты пока не станут массовыми

Опубликовано 30 марта 2007

28 марта в рамках Международного конгресса-выставки "Global Education – Образование без границ-2007" прошла конференция "Образовательные кредиты как перспективное направление частно-государственного партнерства".

Судьбой образовательных кредитов государство и коммерческие структуры озаботились еще несколько лет назад. Однако пока особых подвижек в этой сфере не наблюдается. Сегодня на конференции была озвучена информация о том, что за 3 года было выдано всего 4 500 образовательных кредитов. Как считают представители бизнеса, во многом это связано со сложными условиями выдачи кредита. Сейчас, по сути, заемщиком выступает семья студента, а не сам студент, при этом сумма кредита зависит от платежеспособности семьи, а не от реальной стоимости получаемого образования. "Студентам должны выдавать деньги минимум на пять лет, возвращать их студенты должны только после окончания ВУЗа, а сумма, выдаваемая на руки должна быть равна стопроцентной стоимости обучения, плюс нужно выдавать еще деньги на проживание", - таким видит идеальный образовательный кредит Михаил Матросов, директор компании "Крейн", разрабатывающей программу образовательных кредитов.

В планах государства - компенсировать банкам-участникам эксперимента 10% от суммы образовательного кредита в случае несостоятельности заемщика. В проекте федерального бюджета 2007 года на эти цели уже заложено 63 млн рублей. В свою очередь комитет Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам еще в ноябре 2006 года рекомендовал доработать Законопроект "Об образовательных кредитах", определяющий порядок и условия предоставления и возврата кредитов при получении высшего профессионального образования. Тогда же было принято решение отказаться от идеи массового кредитования образования. Выдачу образовательных кредитов решено было сделать не федеральной практикой, а экспериментом, ограниченным по времени проведения и количеству участвующих вузов. В этом есть свои плюсы – за время эксперимента можно проследить, какие ВУЗы и  специальности пользуются наибольшим спросом, какие суммы берут в заем, как своевременно их возвращают. Заместитель министра образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что "в настоящее время правительство не считает нужным разрабатывать закон "Об образовательных кредитах". "Решено, что пока образовательные кредиты будут выдаваться в рамках четырехлетнего эксперимента, проводимого правительством. Кредитные организации, пожелавшие участвовать в эксперименте, будут отбираться на конкурсной основе", — сказал Дмитрий Ливанов.

Михаил Ефимченко, заместитель руководителя аппарата комитета Совета Федерации по финансовым рынкам, представил свой вариант решения проблемы: "Я бы предложил ввести несколько ступеней для кредита. Отучился какое-то время – оплатил". Кроме того, Ефимченко предлагал сделать первоначальный этап высшего образования бесплатным для всех, а платить уже за дальнейшее профессиональное высшее образование. Таким образом, срок выплаты кредита сокращается до 2-3 лет, а  риски невозврата снижаются".

На сегодняшний день ситуация с кредитованием образования до сих пор остается неоднозначной. С одной стороны, коммерческие структуры выражают заинтересованность в развитии образовательного кредитования, с другой, необходимо сделать условия получения кредитов привлекательными для заемщиков. И при этом есть еще и третья сторона — государство, чей бюджет также не безграничен. Участники конференции выразили надежду, что проводимый в настоящее время эксперимент, завершится успешно. И, возможно, тогда в России образовательные кредиты помогут сделать качественное высшее образование доступным для большего числа граждан.

По материалам сайта newseducation.ru.

Другие матералы рубрики: