Поволжский Образовательный Портал

Приживется ли у нас Болонская система?

Опубликовано 21 мая 2007

Разделение российского высшего образования на два уровня, в полном соответствии с Болонской системой, все ближе. Сейчас этой проблемой вплотную занялись депутаты Государственной Думы. Не утихают споры в научной среде, так и не пришли к единому мнению руководители российских вузов. Сегодня  с посетителями портала SAMRU.RU своими размышлениями делится ректор САМГПУ, Игорь Вершинин
 
-Игорь Владимирович, на Ваш взгляд, введение многоуровневого вузовского образования – это хорошо или плохо?

-На мой взгляд, так ставить вопрос некорректно, потому что и моноуровневая, и многоуровневая подготовка имеют право на существование, каждая из них имеет свои преимущества, свою специфику.

Думаю, что большинство разговоров о достоинствах, недостатках или разрушительности двухуровневой системы высшего образования («бакалавриат-магистратура») идут от непонимания сути изменений.

Вопрос о переходе на двухуровневую подготовку – это вопрос решенный, поскольку Россия подписала Болонскую декларацию. На уровне Правительства прошло обсуждение целого ряда изменений законодательных актов. Вчера (16.05.2007г.) Госдума также одобрила в первом чтении законопроект о введении двухуровневой системы высшего профессионального образования.

Споры о том, что переход на двухуровневую подготовку разрушит отечественную систему образования, приведет к снижению качества подготовки специалистов, ведутся давно. Особо много споров вокруг уровня бакалавриата (при этом главный вопрос – кем будет работать бакалавр?). Это в определенной степени и вызывает негативное отношение к бакалавриату как к первому уровню высшего профессионального образования. Вместе с тем важнейшими чертами бакалавриата являются:

• фундаментальность;

• глубокая теоретическая подготовка;

• овладение современными технологиями сбора, обработки и хранения информации;

• формирование готовности к продолжению обучения на следующем уровне.

Полагаю, что при разработке механизмов перехода на двухуровневую систему нельзя не учитывать и сложившиеся традиции и потребности конкретной отрасли. Я имею в виду, в частности, педагогическое образование. Мы бы считали необходимым сохранить в педагогических вузах и специалитет, потому что только стандарты педагогических специальностей предполагают возможность получения двух специальностей. У сегодняшнего студента педагогического вуза, получающего диплом специалиста, гарантий социальной защищенности и свободы выбора, наверное, все-таки больше, чем у будущего бакалавра. Каждый из них имеет возможность углубить знания в своей предметной области за счет получения дополнительной специализации или пройти подготовку по двум смежным специальностям (например, «химия-биология», «математика-информатика»), что, действительно, было и остается актуальным, прежде всего, для сельских школ. Программа бакалавров педагогики, к сожалению, не предполагает двухпрофильного обучения.

Отказаться от всего того, что у нас было, и на новом месте начать все строить заново нельзя. Нужно с осторожностью отнестись к тем изменениям, которые предлагаются, и только потом принимать решения, рассматривать возникающие проблемы следуетв совокупности.

-Какие возможности дает «бакалавриат» и «магистратура»?

-Уровень «бакалавриата» позволяет дать более глубокую в сравнении со «специалитетом» теоретическую подготовку, создать благоприятные условия для продолжения обучения на следующем уровне. Магистратура же позволяет более гибко учитывать запросы работодателей и потребности рынка. Другими словами, «магистратура» - штучная подготовка.

Сложным и непонятным остается вопрос о соотношении бюджетных мест, выделяемых для приема в бакалавриат и магистратуру. Сколько выпускников бакалавриата смогут поступить в магистратуру на бюджетной основе? И не станет ли со временем магистратура платной? Встает вопрос: куда пойдут «бакалавры», надут ли они себе применение. Пока, например, в штатном расписании школы нет должности, на которую может сейчас прийти бакалавр. Не ясен вопрос и с оплатой труда бакалавров и магистров. Все это вызывает определенное недоверие к двухуровневой системе вузовской подготовки.
Справка


Основные целями Болонского процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:
построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Основные положения Болонской декларации
Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит шесть ключевых положений:

Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. (Википедия)

По материалам сайта samru.ru

Другие матералы рубрики: