Поволжский Образовательный Портал

Олег Смолин: Условия работы образовательных учреждений резко ухудшатся

Опубликовано 27 сентября 2004

На этой неделе состоялось очередное заседание круглого стола Института образовательной политики Эврика. Присутствовавший на нем заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег СМОЛИН рассказал о том, чем грозят нашему образованию принятые в третьем чтении поправки к закону О льготах (это его народное название). Закон вступит в силу 1 января 2005 года. Речь идет о внесении изменений в закон Об образовании, закон О высшем и послевузовском профессиональном образовании и в закон О науке и государственной технической политике.

Начнем с социальных норм. Правительство РФ предлагало полностью ликвидировать Федеральную программу развития образования. Исключить все, что касается этой программы, из закона Об образовании и закона О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральную программу удалось сохранить, но, увы, статус ее понижен. Сейчас это единственная в России федеральная программа, утвержденная законом. Но после 2005 года это будет одна из рядовых ФЦП. Статус ее понижается, и скорее всего будет понижено финансирование.

Нам удалось сохранить коммунальные льготы для сельского педагога: в последний момент правительство вернуло эти положения в 55-ю статью закона Об образовании. Но все это предлагается делать за счет бюджетов субъектов РФ. Правительство отказалось выдавать федеральные трансферты. То есть сельский учитель имеет право на бесплатное жилье с отоплением и освещением, но размеры и условия определяются субъектом РФ.

Из социальных норм нам удалось заложить в закон то, что уже было в бюджете 2004 года: некоторое увеличение доли стипендиального фонда, направляемой на поддержку социально необеспеченных студентов. Было 5%, теперь будет 25%. Это в какой-то степени скрашивает отобранные у студентов льготы, связанные с проездом к месту учебы и обратно и с доплатами на питание.

Что ушло из закона? Полностью ушло то, что касается доли от национального дохода и от расходной части бюджета на образование. Ушло все, что касается федеральных гарантий оплаты труда педагогическим работникам. Сохранилась минимальная зарплата - 600 рублей, в следующем году - 720. И сохранилось положение о том, что некая трехсторонняя комиссия будет ежегодно разрабатывать рекомендации, которые должны учитываться при определении размеров зарплаты в регионах. Убежден, что в стране, где не соблюдаются законы, рекомендации такой комиссии исполняться будут и того меньше.

Ушло из закона все, что касалось размеров средних ставок и окладов педработников (в особенности работников вузов). Мне могут сказать, что эти нормы не исполнялись, но они были ориентирами.

По федеральным учебным заведениям предполагается повышение зарплаты на 20% с 1 января следующего года. По нефедеральным предлагается провести такое же повышение (если регион способен это сделать). Говорят, что Москва сможет повысить зарплаты с 1 октября, остальные - по мере возможностей.

Что касается повышения заработной платы на 20% с января следующего года, то тут есть некоторое статистическое лукавство. У нас зарплаты сравнивают со средней инфляцией, но не с ростом цен на товары первой необходимости, фиксируемые понятием прожиточный минимум. Конечно, если мы говорим о зарплате депутата Госдумы или федерального чиновника в 1 тысячу долларов, то индексировать ее можно по средней инфляции. Такая зарплата позволяет покупать не только те товары, которые входят в понятие прожиточный минимум. Но если мы говорим о бюджетной зарплате учителя и большинства вузовских работников, то ее нужно сравнивать с прожиточным минимумом.

Немного арифметики: повышенная на 20% зарплата в начале 2005 года в реальных деньгах окажется на 10% меньше той, которая была в конце 2001-го. Напомню: после декабря 2001 года законом была значительно повышена зарплата (тарифная часть на 89%, средняя зарплата на 54%); она выросла на 33% и с 1 октября 2003 года. Но по официальным данным с тех пор прожиточный минимум вырос на 40% (а по данным профсоюзов - на 45). Это значит, что по отношению к прожиточному минимуму зарплата стала меньше на 7%. Если считать не среднюю инфляцию, а рост прожиточного минимума, то за последний квартал 2003 года он составил примерно 6 с небольшим процентов. В этом году ожидаемый рост прожиточного минимума - 16,5%. Следовательно, прожиточный минимум к январю 2005 года поднимется примерно на 23%, а зарплата - на 20%. Еще минус 3%. Нетрудно подсчитать, что в совокупности это дает минус 10. И это несмотря на огромные дополнительные доходы бюджета, на то, что валютные резервы страны составляют около 90 миллиардов долларов, несмотря на то что цены на нефть зашкаливают...

Теперь что касается экономической свободы в образовании . Правительство предлагало не дать возможности образовательным учреждениям даже разрабатывать собственную ставку. Оно предлагало передать все это учредителю (самое забавное, что не только для государственных, но и для негосударственных учебных заведений). Просто закон писался так быстро... Теперь в законе прописано, что устав разрабатывает само образовательное учреждение, а утверждает учредитель. То есть четвертование произвели наполовину: одну руку и одну ногу все же оставили.

Далее: закон предполагал ликвидацию права образовательных учреждений (и государственных, и негосударственных) быть арендатором и арендодателем. Для негосударственных учебных заведений это просто смерть. Для многих государственных вузов это тяжелый удар по бюджету. В законе удалось сохранить в общем виде право быть арендатором и арендодателем. Дополнительные льготы и нормы, прописанные в законе Об образовании, потеряны.

Закон под сурдинку лишал и государственные, и негосударственные учебные заведения права быть собственниками принадлежащего им имущества! Это решение было одобрено в первом чтении Госдумой. Потом все же это право вернули негосударственным учебным заведениям.

Еще: финансирование аккредитованных негосударственных учебных заведений прекращено по закону. Субъектам федерации этого не запрещают.

И еще: из закона Об образовании и О высшем образовании исключено все, что касается налоговых льгот . Я думаю, что за этим может последовать их полная ликвидация. Из закона О высшем образовании исключена норма, запрещающая сокращать бюджетные учебные места для студентов. Осталась норма: 170 студентов-бюджетников на 10 тысяч населения. Но ушла норма, запрещающая сокращать бюджетные места. Это значит, что правительство на законном основании может сократить бюджетные учебные места, скажем, со 196 до 170 студентов на 10 тысяч населения, не нарушая закон. Таким образом, условия работы образовательных учреждений со следующего года резко ухудшатся.

У меня есть результаты голосований. Могу сказать в целом: и за социальные, и за либеральные нормы законов лучше всех голосовали фракция Компартии, Родина; похуже - депутаты, не входящие в группы; очень плохо голосовала Единая Россия - максимум 3% позитивного голосования, хуже всех - фракция Жириновского.

 

Другие матералы рубрики: