Поволжский Образовательный Портал

Пространству знаний нужны четкие ориентиры

Опубликовано 24 июня 2010

Для тех, кто решил держать курс на белорусские вузы, вступительная кампания в самом разгаре. Централизованное тестирование открылось 14 июня экзаменами по белорусскому и русскому языкам. А уже 6-7 июля вчерашние выпускники школ смогут получить сертификаты с баллами. В этом году для участия в ЦТ зарегистрировались более 172 тысяч абитуриентов. Среди них 426 - из России. На пространстве Союзного государства и для белорусов, и для россиян созданы равные возможности для поступления. Почему бы ими не воспользоваться? Сейчас в Беларуси обучаются около двух тысяч парней и девушек из Российской Федерации.

- Условия для поступления весьма благоприятные, - отмечает Марина Ежова, консультант управления зарубежных связей Министерства образования. - На летних каникулах общежития освобождаются, и во время вступительной кампании приезжие абитуриенты получают там место. Кроме того, до 30 дней они могут находиться здесь без регистрации. Медицинскую справку необходимо предоставить уже после поступления в вуз.

В неофициальном рейтинге предпочтений абитуриентов Белорусский государственный университет всегда на ведущих позициях. В прошлом году в БГУ поступили 40 россиян. На бюджетное обучение прошли 14 парней и девушек, среди которых трое - золотые медалисты.

- Могло бы быть и больше, - уверена Людмила Хухлындина, начальник главного управления учебной и научно-методической работы БГУ. - Однако россияне на равных условиях с белорусами сдают централизованное тестирование, и ребята из удаленных регионов не успевают вовремя приехать сюда, чтобы поучаствовать в конкурсе.

В Минск за знаниями и дипломом отправляются из Смоленска и Брянска, Владивостока и Воронежа, из Тюменской области. И, как правило, подметили специалисты, у большинства российских студентов белорусские корни. Другая любопытная деталь: среди студентов БГУ есть граждане РФ, учившиеся в белорусских школах.

Привлекательная черта высшего образования в Беларуси - качество и традиции в сочетании с более низкой, нежели, скажем в Москве или Санкт-Петербурге, стоимостью обучения. Широкий выбор актуальных специальностей - еще один несомненный "плюс".

- В последнее время мы отмечаем большой конкурс на естественно-научные факультеты, к примеру, на факультет прикладной математики и информатики - IТ-технологии сегодня на переднем плане, - перечисляет Людмила Хухлындина. - Биологический факультет также пользуется большой популярностью, биотехнологии - достаточно востребованное направление. Велик спрос и на гуманитарные специальности, такие как "правоведение", "менеджмент в сфере международного туризма", "мировая экономика", "международное право". Не угасает интерес и к психологии, которую, кстати, в этом году мы впервые будем открывать как второе высшее образование на заочной форме обучения.

Перед будущими студентами БГУ открываются и неплохие "жилищные" перспективы. Правда, сегодня рассчитывать на заселение в общежитие все поступившие в вуз российские студенты не могут. Сейчас в 10 университетских зданиях живут 87 студентов, магистрантов и аспирантов из России. Причем в отличие от других иностранных студентов, по словам директора студенческого городка БГУ Михаила Черепенникова, плата для них та же, что и для белорусов - всего 15,750 белорусских рублей (примерно пять долларов) в месяц.

Решить проблему с жильем поможет Студенческая деревня в Минске, строительство которой планируется завершить в 2014 году. Единое образовательное пространство союзных стран постоянно расширяется. Между вузами Союзного государства подписано около 300 соглашений.

- Конечно, полностью интегрировать системы белорусского и российского образования сложно, - признает Владимир Зданович, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам. - Но мы стараемся делать все, чтобы страна была более привлекательной и для российских студентов.

Для этого, во-первых, работаем над унификацией законодательств. Хотя бы частично, чтобы ребята из России по результатам ЕГЭ могли поступать в наши вузы, и наоборот. А наиболее перспективная форма взаимодействия - это заключение прямых договоров между вузами по обмену студентами.

Она позволяет ребятам поступить на первый курс у себя дома, а потом на условиях обмена переехать в соседнюю страну и продолжать учебу. Дипломы о высшем образовании признаются на территории обоих государств. Мои собеседники привели немало примеров тесного сотрудничества белорусских и российских вузов. Здесь БГУ также один из лидеров. Однако есть моменты, которые не мешало бы учесть при разработке и принятии концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы. Например, возникают сложности с признанием документов кандидатской и докторской степеней. Оживленные дискуссии велись и по поводу необходимости разработать шкалу для унификации баллов ЦТ и ЕГЭ. Директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Николай Феськов полагает, что процесс это трудоемкий и длительный - слишком много различий.

- Основное достоинство централизованного тестирования - простота и прозрачность метода расчета итогового тестового балла. Мы можем учитывать не только количество верно выполненных заданий, но и относительную их сложность, что позволяет хорошо дифференцировать как наиболее подготовленную часть абитуриентов, так и менее успешную, - приводит аргументы Николай Феськов. - Еще один важный момент - доставка заданий. В Беларуси тесты по всем предметам печатаются в РИКЗ, а транспортируются Государственной фельдъегерской службой в пункты тестирования в специальных пластиковых конвертах, которые вскрываются в аудиториях в присутствии организаторов испытаний и абитуриентов непосредственно в день проведения экзамена. В России передача тестовых заданий в регионы осуществляется с помощью электронных средств связи. Вскрытие передаваемой базы данных с последующим тиражированием необходимого количества вариантов заданий происходит в Региональном центре обработки информации с помощью кода, который становится известен за несколько часов до начала экзаменов. Следовательно, первыми до начала испытаний знакомятся с содержанием тестов не абитуриенты, а персонал учреждения.

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Российской газеты

Другие матералы рубрики: